Slide 1

Когда началась война, голос писателя зазвучал!

Slide 2

Сменили перо на штыки

Slide 3

Ожили самые прекрасные традиции русской литературы

Slide 4

Большие испытания проверяют природу таланта

Slide 5

Истинный писатель не только описывает, он предписывает...

Slide 6

Писатель понял свой долг, и писатель нашел свое место

Slide 7

Велика роль писателя

"РУССКОЙ голгофой" назвал трагедию, разыгравшуюся в октябре 1941 года под Вязьмой, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. 

  

    Краснопресненская дивизия погибла за два дня.
   Это был их единственный, первый и последний бой.
       К 16 часам 5 октября 1941 года из краснопресненских ополченцев почти никого не осталось.
        6 тысяч москвичей полегли под Ельней и Вязьмой, закрыв собой дорогу на Москву.

   Полный список писательской роты восстановлен волонтёрами.
    

Текстовые списки можно посмотреть на сайте

Всем живым в память о войне


 
 

Недалеко от Богородицкого поля находится одноименный музей, посвященный этому сражению.

Музей, открывшийся только в этом году, разместился во флигеле когда-то располагавшейся в селе Богородицком усадьбы.


Музей состоит всего из двух залов, зато большая часть его экспонатов найдена в этих местах.


Двадцать лет назад по инициативе отца Александра Клименкова, тогда секретаря парткома совхоза "Днепропетровский" на вяземской земле было создано первое в стране Поле Памяти.
  

Дивизия, переставшая существовать

  К 7 октября 41-го года в окружение попало более шестидесяти дивизий, среди них – одиннадцать дивизий народного ополчения – все, кроме одной. Численность «ополченских» дивизий на момент до того, как они оказались в окружении, составила приблизительно 122 тысячи человек. Из них из окружения к концу октября вышло всего несколько тысяч человек.
     К ноябрю 1941 года из вражеского окружения вышло, по неполным данным, полторы тысячи воинов 8-й стрелковой дивизии. Здесь не учтены те из краснопресненцев, которые, по мере того, как им удавалось прорваться к своим, сразу же присоединялись к действующим частям Красной Армии.
     Часть бойцов дивизии, оставшиеся в тылу врага, влились в партизанские отряды. Начальник штаба дивизии полковник Ф.П. Шмелев, оказавшись на оккупированной врагом территории, создал партизанский отряд из бывших ополченцев и кадровых военных. Отряд насчитывал до 300 человек.
      Дивизия, переставшая существовать как войсковое соединение фактически 6-7 октября, была исключена из состава Красной Армии приказом Верховного главнокомандующего 30 ноября 1941 года.
       Борис Рунин вспоминает об одном из самых страшных, переворачивающих душу эпизодов за четыре года войны. На вторые сутки окружения он увидел поле, усеянное трупами и раненными, в большинстве своем совершенно беспомощными, агонизирующими. Это было даже не поле боя, а поле истребления: отступающая часть наткнулась здесь на танковую засаду гитлеровцев, которые дабы не обременять себя пленными забавлялись, гоняясь за бросившимися врассыпную бойцами, расстреливая их из пулеметов и давя гусеницами.
       «Я и сейчас содрогаюсь, – пишет Рунин, – вспоминая нас троих, неопытных в военном деле интеллигентов, оглушенных военной катастрофой, голодных, потерянных, изнемогающих, двух евреев и армянина, безнадежно бредущих куда-то на восток и вот волею судьбы попавших на это поле смерти. Видеть все это, ходить среди страдальцев, испытывающих адские муки, и не иметь возможности не только спасти, но хоть как-то облегчить их участь, – что может быть ужаснее! Тогда я впервые осознал, что обреченность на бездействие в подобных обстоятельствах разрушительна для сознания» .
     Воспоминание ветеранов: Черный Г.Г. рассказывает: "Запомнилось, как утром 5 октября на пустынном тракте нас накрыла вражеская артиллерия. от ближайшего леса, а он был единственным укрытием, дорогу отделяло пахатное поле. Свернувшие на него машины с надсадным воем тянули орудия, над ними рвалась шрапнель... Из четырех расчетов к лесу пробилось только два... на выходе из леса мы заняли круговую оборону. Позиция оказалась очень удобной... мимо позиций тянулся довольно широкий большак... с машин сгрузили все снаряды, запас которых был еще довольно велик... Не прошло и двух- трех часов, как на большаке появились вражеские войска: пехота, артиллерия, машины. Мы били прямой наводкой... 120 мм снаряды дают внушительный разрыв, и мы хорошо видели результаты своей работы: падавших гитлеровцев, горевшие машины, перевернутые орудия, Потом мне довелось участвовать во многих боях, но я не припомню столь результативной стрельбы... враг наконец оправился от растерянности их артиллерия и минометы перепахали все вокруг" .
     
- Окружённые под Вязьмой войска сковали значительные силы противника, предназначенные для преследования остальных разбитых сил Западного и Резервного фронтов, развития наступления. Только 14 октября немецкое командование смогло перегруппировать главные силы и 15-го начать новое генеральное наступление. - Немецкие войска прорвали линию обороны Западного, Резервного фронтов на всю оперативную глубину, и смогли окружить, уничтожить значительную часть сил Западного и Резервного фронтов. Немцы дошли до Можайской линии обороны столицы Советского Союза, создав необходимые условия для продолжения операции
«Тайфун».