18 мая 2015 года в доме Остроухова прошла выставка «Писательская рота», посвященная деятельности русских писателей и поэтов
на фронтах Великой Отечественной войны. Кураторы выставки – В.Г. Крижевский и Е.М. Варенцова.
Выставка в Литературном музее рассказывает об участии советских писателей в Великой Отечественной войне.
Это словосочетание появилось в ее первые дни, когда в составе 22-го полка Краснопресненской дивизии была сформирована рота,
список которой больше напоминал библиотечный каталог. В экспозиции представлены уникальные материалы из собрания Литературного музея.
Экспозиция собрана из материалов фондов Государственного литературного музея:
писем, автографов, личных вещей, а также плакатов, журналов, книг и других предметов, принадлежащих той эпохе. На выставке представлены вещи и документы писателей-корреспондентов А.Платонова, В.Гроссмана,
А.Бека, Е.Петрова, М.Шолохова, О.Берггольц, В.Вишневского, И.Эренбурга, В.Каверина, Л.Славина, А.Гайдара, Ю.Крымова, С.Гудзенко, Ю.Левитанского, П.Бляхина, А.Штейна, А.Крона, Н.Тихонова, А.Тарковского, М.Светлова.
Среди них - фронтовые блокноты и военные удостоверения писателей, дневник заседаний Международного трибунала в Нюрнберге.
Шинель и рубаха летняя – по одной штуке, кальсоны и портянки – по две. Это аттестат военного снабжения Эммануила Казакевича.
Здесь же - записка от Союза Советских писателей, с просьбой дополнительно снабдить их тулупами. Литераторы шли на фронт, не дожидаясь повестки.
В Краснопресненском районе Москвы, где формировалась дивизия народного ополчения, располагались
Литфонд, Литературный институт и Союз писателей. Из состава этих организаций были созданы две писательские роты.
После выхода из ельнинского окружения, писательские роты расформировали. Тогда главный редактор «Красной звезды» Ортенберг решил из литераторов сделать журналистов.
Эренбург, Гроссман, Симонов, Платонов и многие другие стали военными корреспондентами. Их статьями солдаты настолько
дорожили, что лист газеты проклеивали папиросной бумагой – так они хранились дольше. Одним из самых любимых произведений был «Василий Теркин» Твардовского.
«Однажды читатели узнали, что Твардовский хочет погубить Теркина. Это было реально, потому что из 10 ушедших на войну парней всегда оставался в живых один человек.
И то, что Теркин погибнет, было естественным. Он получил 3 мешка писем,
в которых ему запретили убивать героев», - отмечает куратор выставки Владимир Крижевский.
Агитплакаты, листовки, гимны, стихи и поэмы. Порой, не успевая доехать до редакции, новое произведение диктовали по телеграфу.
Разведчик Александр Крон, получив приказ написать новую пьесу,
отправил рапорт, где подчеркнул: прежде всего, он – солдат, а уж потом – литератор. На это пришел строгий ответ.
Осколки снаряда, собранные Виктор Некрасовым, фронтовые погоны и ручка Вишневского, карта последнего удара по противнику, составленная Казакевичем, письмо Алексея Толстого Сталину с просьбой разрешить потратить литературную премию в 100 тысяч рублей на строительство танка. Они защищали родину, как могли. Рядом с фронтовыми блокнотами писателей - список тех, кто с войны не вернулся.
По инициативе Д. Ортенберга возникла практика привлечения
писателей к газетной работе.
Среди военных
корреспондентов тех лет были
А. Платонов,
К.Симонов,
В. Гроссман,
А. Бек,
Е. Петров,
М. Шолохов,
О. Берггольц,
В. Вишневский,
И. Эренбург, В. Каверин,
Л. Славин, А. Гайдар, Ю. Крымов, С. Гудзенко, Ю.
Левитанский,
П. Бляхин, А. Штейн, А. Крон, Н. Тихонов, А.
Тарковский, М. Светлов и другие.
Писательская рота.
Через тернии к звездам.